Архимандрит Арефа, в миру Афанасий Тихонович Каторгин, родился в 1865г. в Малоархангельском уезде Орловской губернии, Барковской волости в семье зажиточного крестьянина. Он получил образование в начальном училище. Его отец имел большое семейство, но в родительском доме остались только старший сын и замужняя дочь. Остальные дети поступили в разные монастыри: дочери – в Елецкий женский монастырь, Орловской губ., а сын Афанасий в возрасте 24-х лет - на Валаам.
Здесь под влиянием Валаамских подвижников, у юного Афанасия созрело решение навсегда посвятить себя иноческой жизни. В 1892г. он, по увольнении из общества крестьян, причисляется в братство монастыря, а 12 ноября следующего 1893 года, через четыре с половиной года после поступления в обитель, был пострижен в монашество с именем Арефы. С самого поступления в монастырь, по своей скромной жизни, он всегда был на глазах монастырского начальства, а потому и послушание нес более видное. Почти сразу после пострига отца Арефу ожидало серьёзное испытание его смирения и послушания. Его с несколькими из братии перевели с родного Валаама на далекий Урал.
По определению Св. Синода, в Верхотурский Николаевский монастырь, только что образованный тогда из штатного в общежительный, в том же 1893г. был назначен настоятелем архимандрит Иов (Брюхов). Зная монаха Арефу, как настоящего инока и человека с чистою душою, он пригласил его к себе в Верхотурский монастырь, куда молодой монах о. Арефа и переехал, как истинный послушник. 26 декабря того же 1893г. о. Арефа был рукоположен в Екатеринбурге в сан иеродиакона, а 15 октября 1895г., - в сан иеромонаха. Он все время нес послушание свечепродавца и заведовал монастырской библиотекой. Видимо, именно в это время он подробно изучал святоотеческие творения, имея теперь верное руководство в своей духовной жизни: наставления Святых Отцов и живое слово старца Илии. В 1898 году, за «отлично- усердную службу» награжден набедренником.
Когда Архимандрит Иов ушел на покой, возвратившись обратно на Валаам, то братия Верхотурского монастыря в июне 1899г. избрала иеромонаха Арефу в настоятели монастыря, как примерного иеромонаха и верного труженика и молитвенника перед Господом Богом. Со времени существования монастыря (с 1604г.), это был первый случай избрания настоятеля из среды братии, до того же настоятели назначались Св. Синодом. Новому настоятелю было лишь тридцать четыре года.
22 февраля 1900 года о. Арефа был утвержден в должности настоятеля с возведением в сан игумена. «С первых же дней вступления в обязанности настоятеля, - писали об о.Арефе в журнале «Русский паломник» в 1903г., - он покорил себе как братию, так и посторонних, не оставляющих своими посещениями эту обитель, все видели, что он и в этом сане такой же смиренный монах, как и прежде. Своею примерною жизнью, как истинный монах подвижник о.Арефа обратил на себя внимание всей братии; он был примером для всех и во всех отношениях, ибо он не позволял себе ни малейшего отступления от монастырских правил из устава. Он поднял дух в монастыре и завел новые порядки». После смерти старца Илии на настоятеля легли и заботы о духовном руководстве братией. Как духовника братия особенно любила настоятеля – за его смирение, душевную доброту, рассудительность, неизменную готовность поддержать и утешить всех обращающихся к нему.
С 1900г. о.Арефа ввел в обители традицию проведения бесед с чтением «из писаний святых Отец и пояснениями применения этих писаний к жизни братии». Прилагал заботу настоятель и о сохранении в братстве духа мира и единодушия. Благодаря таким заботам Верхотурский монастырь расцвел и такое духовное устройство обители не могло не привлекать в его стены тех, кто стремился к подлинному монашеству. Если в 1894г. в обители было несколько десятков насельников, то в 1902г. их стало уже больше ста шестидесяти.
С 11 августа 1901 года он состоял благочинным монастырей и общин 2-го круга, Екатеринбургской епархии, куда входят: Верхотурский и Кыртомский монастыри, Верхотурская, Каслинская и Нижне-Тагильская женские общины. Он посещал эти обители, указывая им недостатки, прекращая нестроения и смуты. Некоторые из насельников переходили в Верхотурскую обитель. Например, послушник Кыртомского монастыря Иван Кевролетин, будущий преподобноисповедник Иоанн.
При поступлении его настоятелем, монастырь имел вид весьма бедный, но его трудами и заботами стал совершенно неузнаваем. Так как число братии быстро росло, то необходимо было приложить попечение о строительстве новых корпусов. При нем построены два громадных каменных жилых здания, стоящие, при всей аккуратности в расходах, более ста тысяч рублей, много хозяйственных построек. При нем благоустраивалась монастырская заимка «Актай». Монастырская усадьба кругом обнесена каменною стеною и довольно значительно расширена книжная и иконная торговля в монастырской лавке. Как широко было развито это дело, можно судить по тому, что за особые труды по распространению, через продажу в лавке, синодальных изданий 13 августа 1902 года он награжден от Священного Синода славянской Библией.
Много потрудился о. Архимандрит и для представления удобств паломникам, которые в большом количестве (около 100.000 человек) ежегодно прибывали в обитель на поклонение св. мощам праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, открыто почивающим в монастырском главном храме. Им же поставлено в наилучший вид и более правильно монастырское хозяйство. Были созданы ризошвейная и малярная мастерские, расширены прежние «рукоделия», устроены кладовые и ледники, а также хлебопекарня.
Особо ценны заботы о. Арефы в области просвещения. Его заботами и ревностью к просвещению детей беднейших родителей для церковноприходской школы при монастыре приспособлено весьма приличное помещение и значительно улучшено преподавание в ней. За преподаванием о. Арефа следил сам лично, а в особенности – по закону Божию.
Он обогатил книгами монастырскую библиотеку, привел в известность и образцовый порядок монастырский архив, дела и книги в котором сохранились с 1762 года. При нём началось изучение Верхотурского края. Он с радушием принял в сотрудничество известное ему светское лицо (В.С.Баранова), желавшее заняться изучением истории монастыря для подробного описания обители к предстоящим в 1904г. двум юбилейным торжествам: 300-летию со времени основания монастыря, и перенесению мощей св. праведного Симеона, из места их явления – с. Меркушинского, в сей монастырь. Именно по причине грядущих торжеств о.Арефа уже в 1902г. обратился к владыке Никанору с ходатайством о закладке нового каменного собора во имя святителя Николая, Мирликийского Чудотворца. А епархиальный архитектор подготовил проект. Так начиналась история возведения одного из крупнейших в России храмов – Крестовоздвиженского собора.
За свои неустанные труды и попечение о благе монастыря о.Арефа по высочайшему повелению 19 мая 1902 года был возведен в сан архимандрита.
Нельзя не упомянуть еще об одном деле отца Арефы, а именно о письмах. Они поступали от разных лиц со всех концов России, с просьбами помолиться пред угодником Божиим, по распоряжению о. Арефы были даны ответы, а на многие сам он отвечал письменными наставлениями и утешениями. Этим последним он стяжал себе особенную любовь и уважение не только среди простого народа, но и знатных лиц – духовных и светских.
При таком развитии монастыря не могло не возникать и множество проблем и скорбей. Так настоятель безуспешно просил епархиальный и светские власти убрать из обители лиц, находившихся под церковной епитимьей, и несовершеннолетних арестантов. Имели место кражи, пьянство, дебоширство, побеги арестантов и неисправности по церковной службе. К сожалению, просьбы с рапортами настоятеля остались не услышаны. Огорчения доставил также иеромонах Дамиан (Лисицын) – казначей и духовник обители. Приобретя на имя родной сестры участок земли с домом, он ложно уверил о.Арефу, что это имение отойдет в дар монастырю. Сам же самочинно начал устраивать там женскую монашескую общину. Всё закончилось формальным следствием и снятием сана с о.Дамиана. Но уже после смерти о.Арефы.
Неустанные труды и духовном окормлении братии, заботы о благоустройстве обители и душевные скорби надломили здоровье настоятеля. Он заболел чахоткой, и этот предсмертный недуг претерпел с благодарностью. Высокое преуспеяние умирающего открылось его духовным чадам. Так, в начале мая 1903 года он вдруг стал говорить окружавшим его: «Ждите пятнадцатого числа». Несомненно, о.Арефа был извещен свыше о дне своего отхода.
Накануне этого дня, 14 мая, о. Арефа сам умывал себе руки и говорил: «за то вам меньше будет труда после моей смерти». Разговаривал, хотя немного, с окружающими его, а когда почувствовал исходный конец, то сказал своему келейнику брату Михаилу: «вот моя и смерть пришла», перекрестился, сам сложил руки, сказал «простите» - и его боголюбивая душа 15 мая 1903 года, имея от роду 38 лет, мирно отошла в вечные обители.
Отпевание и погребение почившего было совершено «с подобающей торжественностью» 19 мая во главе с благочинным 1-го округа Екатеринбургской епархии архим.Агафоном. Архимандрит Арефа был погребен на братском кладбище, пред алтарем кладбищенского храма, близ могилы о.Илии.
90-е годы XX века – это время пробуждения народа от атеистического дурмана после десятилетий массового безбожия. Спасения нашего ради, Господь укрепляет оживающую веру в народе прославлением целого сонма подвижников благочестия.
18 августа 1994 честные мощи Архимандрита Арефы по благословению Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона, были обретены наместником Верхотурского монастыря игуменом Тихоном (Затёкиным). Склеп оказался доверху наполненным водою, однако останки о.Арефы пребывали в целости, сохранились даже волосы и борода. В гробу были найдены его вещи: крест, чётки, часть пояса. Ныне мощи сего подвижника почивают открытыми в Преображенском храме обители.
В 1984 году преподобный Арефа был прославлен в Соборе Сибирских святых, в 1999 – в Соборе Валаамских святых. Ныне он прославляется Церковью в соборе Екатеринбургских святых (28/11 февраля). Память его 15/28мая.
По материалам сайта Свято-Николаевского мужского монастыря