Слово Митрополита Пантелеимона в Неделю сыропустную
17 марта, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье), по совершении вечерни с чином прощения в Христорождественском храме города Красноярска Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди.
Дорогие братья и сестры!
В Прощеное воскресенье, перед началом Великого поста, мы все просим друг у друга прощения, просим друг друга о мире. И каждый человек должен спросить себя о том, насколько искренне он хочет этого мира? Что ему необходимо сделать, чтобы чувствовать себя подлинно творением Божиим?
Золотое правило Евангелия и, вообще, всего человечества в целом гласит: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф. 7:12). Перед началом Великого поста православные христиане устремляются в храм, чтобы совершить то, что было невозможно сделать в течение всего года, чему мешали различные причины.
Мы хотим простить в своем сердце, совестью и разумом, всех тех, кого мы винили и кто обвинял нас за наши слова и поступки. Это самое главное правило, которые мы должны осуществить на практике. Иначе мы не сможем совершить пост, не сможем называть себя верующим. Ибо сказано было: «благословите кленущыя вы, и молитеся за творящих вам обиду» (Лк. 6:28).
Молитвы к Богу могут исходить только от чистого сердца, от свободного разума, который не кипит злобой или местью, обидой или горечью на ближних своих.
В этот день мы, как и наши предки когда-то, должны задуматься о том, что однажды мы уйдем в мир иной. А до этого мы должны жить очищением и покаянием, изменением своей жизни. Мы не можем по-настоящему соблюдать пост, оставив в душе боль, злобу и скорбь. Мы не должны думать о том, достойны ли наши недруги нашего прощения, мы должны помнить, что это мы недостойны прощения. И воцарится мир в наших сердцах и душах.
Пост предназначен для беседы со своей совестью и для разговора с Богом. Легко ли сказать простые слова: «Простите, благословите, помолитесь обо мне?» И сложно, и легко. Жизненная энергия каждого из нас должна быть направлена на то, чтобы сломать средостение, отделяющее нас от мира, добра, примирения и прощения.
Мы не сможем расстаться с окаменелостью своего сердца, с горечью и ложными поисками, пока мы заняты копаниями в себе, а не взываем к Богу.
Наши предки с утра начинали совершение чина прощения. Сначала дети просили прощения и благословения у родителей, затем все шли в храм, куда несли хлеб и соль. Хлеб — это символ Христа, символ великой молитвы «Отче наш», это символ Дара Божиего. Хлеб несли, чтобы накормить им бедных и слабых. Это было и напоминанием о праве и обязанности каждого человека жить достойно и свободно. В этом символе — великая сила Правды Божией.
Наш XXI век — недобрый век. В мире совершается много зла. Иногда мы даже принимаем за соблазн действия пастырей самой Церкви, поддаваясь лживой клевете. И сами мы порой клевещем на ближнего, сплетничаем, осуждаем и впадаем во зло. Но в этот день, испросив прощение друг у друга и у Бога, мы выходим свободными от греха. Любовь Христова должна победить грех. Мужья и жены, родители и дети должны примириться, понять, что все они достойны любви, мира и спасения.
И я, ваш митрополит, архиерей и первосвященник епархии, как простой раб Бога Живаго, смиренно преклоняю перед вами, братья и сестры, колени и испрашиваю ваших молитв, благословения и помощи в делах спасения вместе с вами, драгоценнейшим Божиим достоянием — православной паствой.
Простите, благословите и помолитесь обо мне, братья и сестры, матери и отцы, возлюбленный народ православный!
Бог простит и Бог благословит.
Пресс-служба Красноярской епархии
Назад к списку