Божественная литургия в день Отдания праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа
13 Январь 2013
Сегодня, 13 января, в день Отдания праздника Рождества Господа нашего Иисуса Христа Божественную литургию в нашем монастыре совершил благочинный игумен Иннокентий (Попов) в сослужении священников обители.
По окончании богослужения был совершен молебен и панихида по усопшим.
Проповедь на Отдание праздника Рождества Христова протоиерея Георгия Полякова
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня наша Русская Православная Церковь молитвенно совершает службу Отдания Рождества Христова. Все богослужение, песнопение, чтение, молитвы, священнодействия дышит неизреченной радостью Рождественского торжества. Отдание – это последний великий аккорд уходящему празднику.
После светлых дней Пасхи ни одно евангельское событие не празднуется церковью с такой духовной радостью, как Рождество Христово. Почти 2000 лет прошло со дня совершения «великой благочестия тайны», но искупленное Христом Спасителем человечество в основанной им на земле церкви не перестает в лице лучших своих представителей приносить Ему жертву хвалы и благодарения.
Так в чем же для нас, сегодняшних христиан, заключается смысл, непреходящее значение и реальная не умирающая сила Рождества Христова? Почему сказание евангелистов о Младенце, рожденного Бога в вертепе так волнует наши души и заставляет учащенно биться наши сердца? Своим отпадением от Бога человек воздвиг страшную пропасть, и сам не в силах был ее преодолеть. Всем криком и тоской своей падшей души он стал стремиться к возвращению в Отчий дом. Но ему оставалось только ждать и верить, что когда-нибудь настанет время примирения с Богом.
И вот, когда пришла полнота времени, послал Бог Своего Сына Единородного. Господь склонился к нам в Своей Божественной любви, и Слово стало плотью, Бог стал Человеком, и на темном горизонте человеческой истории зажглась утренняя заря. В одном лице Иисуса Христа неизменно и непреложно навсегда и вечно сочетались Божественное и человеческое естество.
С рождением Богомладенца Христа рухнула многовековая ветхозаветная преграда. Первородный грех спал, как шелуха, растаял, как туман. Человек получил долгожданную возможность воссоединиться с Богом. Ничтожная природа человеческая из того состояния, в какое она спала вследствие грехопадения, возвысилась над девятью ангельскими чинами, достигла высшей ступени Божественной природы, с которой ипостасно и соединилась, и человек, таким образом, обожился.
Поэтому Рождество Христово есть праздник нового второго творения жизни через влитие в нее Божественного света. «Помысли все это человек, и возвеселись духом, — говорят святые отцы. – Ты изгнан из рая, но ныне открываются тебе райские двери. Ты удален от Бога, но ныне Сам Господь Иисус сходит к тебе во плоти, чтобы ввести тебя в первое блаженство».
Но Господь является не во славе, не в громе и молнии, а в немощи, беспомощным и уязвимым, в образ новорожденного Ребенка. В Своем Рождестве Он отдается нашей любви, призывая нас ответить на Его беззащитность защищающей и соединяющей нас с Ним любовью. Он – Маленькое Дитя, способное погибнуть от любого ветерка, приходит к нам с главным вопросом: Могу ли Я родиться в тебе, в твоей душе, в твоем доме, в твоей семье, среди твоих близких? Могу ли Я прийти к тебе? Пустишь ли ты Меня к тебе? Вот в чем тайна Рождества.
Тогда, 2000 лет тому назад для Него оказались закрытыми все двери града Вифлеема. Никто не согласился дать приют Святому Семейству. Но места не нашлось не в домах, а в сердцах человеческих. Никто не принял Его рождение, все отвернутся и от Его смерти. Человечество отослало Его на далекий бесконечный путь страданий и лишений, отверженности и непонимания.
Но разве так было только тогда, во дни римского Императора Августа? Разве не происходит это из века в век? Этот Младенец сегодня опять с нами. И мы часто становимся похожими на людей, которые жили тогда, в Вифлееме. Сколько душ испуганно затворяют свои двери, когда Христос стучится в них. Одни боятся нарушить свой покой или стеснить себя. Другие погружены в заботы, а у иных давно угасла духовная жажда, молитвенное горение первых христиан. И такие люди становятся обычными, теплохладными обывателями, которые словами говорят о Христе и никого они не греют своими делами.
Есть и такие, что не прочь отвести Богу некоторое место в своей жизни, но чаще всего это место где-то на задворках его бытия. И поэтому становится понятной мысль святых отцов, которые говорили, что Христос мог тысячу раз рождаться в Вифлееме, но тебе нет в этом никакой пользы, если Он хотя бы раз не родится в твоей собственной душе.
И сегодня Христос ищет новые ясли для Своего рождения, ясли человеческого тепла, любви, понимания. Только в сердце, распахнутом покаянием и слезами, может засиять свет Рождества Христова. Нам нужно оставить всякую гордость и надменность нашего ума, оставить все распри, вражды, нестроения, избегая всякого унижения других, злословия и осуждения и поспешить к источнику света, радости, милосердия и всепрощения.
И когда в душах наших вдруг затеплится любовь, значит, рождается в ней Христос. И тогда эта любовь будет подвигать нас к умиранию за другого человека. И нам не надо бояться этой любви. Надо отдать себя ей всего без остатка. И тогда родившийся Богомладенец станет реальностью не только давно минувших лет истории, но и нашей сегодняшней жизни. Аминь.
Пресс-служба монастыря,
фото Натальи Трусовой
назад к списку новостей